|
||||||||||||
Графический интерфейс в LinuxНа протяжении предыдущих лекций Мефодию ни разу не потребовалось для выполнения своих задач покидать пределы текстового терминала. Что и понятно, в основном он занимался освоением самой системы Linux, а главные средства управления ею — командная строка и текстовый редактор. Тем не менее, для современного пользователя персональный (да и вообще любой) компьютер — это не в последнюю очередь устройство с широкими графическими возможностями, и часть задач, которые должен выполнять компьютер для пользователя, — непосредственно графической природы, например, показ фильмов или создание изображений. Но такими специфическими задачами использование графического интерфейса не ограничивается. Графические средства ввода-вывода поволяют организовать интерфейс, принципиально отличающийся от терминала — оконный. На сегодняшнй день любому пользователю компьютера знакома такая модель организации графического интерфейса: окна, меню, кнопки. Оконный интерфейс позволяет использовать пространство экрана гораздо более эффективно, чем обыкновенный текстовый терминал на виртуальной консоли: здесь одновременно можно открыть несколько окон, относящихся к разным задачам, и наблюдать за их работой одновременно. Собственно, в рамках окна может выполняться любая задача, в частности — текстовый терминал! При помощи оконного интерфейса пользователь Linux может следить за несколькими задачами на разных терминалах одновременно, а не по очереди.
Однако все задачи управления системой в Linux решаются посредством текстового терминала, да и очень многие задачи пользователя — как заметил Мефодий даже по своему небольшому опыту — тоже, поэтому никакой системной необходимости в графических средствах ввода-вывода в Linux нет. Графический интерфейс в Linux — это отдельная задача, наподобие системной службы или демона, поэтому в некоторых системах может даже вовсе отсутствовать программное обеспечение для организации графического интерфейса1. Такая задача получает единоличный доступ к устройству графического вывода (видеокарта), а программам, использующим графические ресурсы, она предоставляет объектную модель графических примитивов (функции рисования линий, прямоугольников, отображения цвета и т. п.), набодобие того, как ядро предоставляет доступ к ресурсам жёсткого диска в терминах объектной модели файловой системы. Поэтому весь комплекс программ для работы с графическими устройствами принято называть графической подсистемой. Пользователю домашнего настольного компьютера графический интерфейс почти
наверняка понадобится при каждом сеансе работы. Можно настроить систему таким
образом, чтобы процесс начальной загрузки завершался запуском графической
подсистемы, так что даже регистрация пользователей будет происходить уже в
графическом режиме при помощи специальной программы — экранного
диспетчера (см. лекцию Этапы
загрузки системы). Экранный диспетчер опознать очень просто: он всегда
отображает окно с приглашением к регистрации Однако ни в одной из систем, в которых работает Мефодий, ему не случалось
встречаться с экранным диспетчером, и всюду он регистрировался в системе и
работал только в текстовом режиме на виртуальной консоли. Поскольку графическая
подсистема — отдельная задача, авторизованный пользователь может запустить
ей из командной строки в любой момент2, для этого используется команда
В некоторое недоумение поставил Мефодия предложенный ему выбор из нескольких
кнопок. Проконсультировавшись у Гуревича, он выяснил, что каждая из кнопок
соответствует программе, по-своему организующей графический интерфейс, и что он
может попробовать все по очереди и выбрать ту, которая будет наиболее подходящей
для его стиля работы. Не мудрствуя лукаво, Мефодий нажал на первую же кнопку,
обозначенную «
После некоторого ожидания на мониторе возникло всё то, что Мефодий ожидал
увидеть в графическом интерфейсе: иконки, панель с кнопками внизу экрана, меню.
Однако если бы после запуска X Window System
Обратите внимание на то, что все заглавные буквы «X» в этой лекции — латинские. На свете существует множество графических устройств, управление которыми на низком уровне (вывод изображений и ввод данных, например, о перемещении мыши) — задача совсем не для пользователя, тем более, что каждый вид устройства управляется по-своему. Заботы о вводе и выводе на низком уровне берёт на себя графическая подсистема Linux — X Window System, предоставляя пользовательским программам возможность работать в терминах оконного интерфеса. X Window System появилась всё в той же UNIX, проект этот был настолько наукоёмок и настолько полно охватывал тогдашнюю область задач, связанную с графикой, что ему так и не возникло никаких серьёзных альтернатив. X-сервер и X-клиенты. Протокол X11X Window System использует традиционную оконную модель, в которой пространством ресурсов является экран. Экран — это прямоугольник, на котором отображаются команды графического вывода и организуется обратная связь с устройствами графического ввода. Пример обратной связи — указатель мыши. Сама мышь — довольно простое устройство ввода, способное передавать информацию о его перемещении и состоянии кнопок. Указатель же отображает мнение подсистемы об абсолютных координатах гипотетической «точки ввода».
В примере указатель мыши показывает расположение точки ввода (на кнопке
« В более сложном случае окна могут перекрываться, частично занимая один и тот же участок экрана. Если дополнительно постановить, что каждое из них лежит на своей глубине, то самое «верхнее» будет отображаться полностью, и ему будет доступен для вывода и получения фокуса весь заказанный прямоугольник. Следующее за верхним окно может быть им «загорожено», тогда отображается только часть эотго окна, которую «видно из-под» верхнего. Заметим, что выводить это окно может в пределах всего заказанного прямоугольника, просто видно может быть не всё, и управление фокусом будет происходить на основании видимой части окна. Программа, которая отвечает за работу с устройствами графического ввода и вывода и обеспечивает при этом логику оконной системы, называется X-сервером (X Server, то есть сервер системы «Икс»). В рамках X Window System, X-сервер — это ядро. Подобно ядру, он выполняет низкоуровневые операции и взаимодействует с аппаратурой, ничего самостоятельно не предпринимая. Подобно ядру, он предоставляет задачам унифицированный интерфейс к этим низкоуровневым функциям, а также занимается разделением доступа (окно и фокус) к графическим ресурсам. X-сервер не волнует, отчего эти задачи вообще появляются и чем живут. Он только принимает запросы на выполнение графических действий и передаёт по назначению вводимые данные. Жизнеобеспечение процессов и даже способ передачи X-запросов — дело исключительно операционной системы, по отношению к которой и сам X-сервер — задача. Задачи, которые обращаются к X-серверу с запросами, называются X-клиентами. Обычно X-клиент сначала регистрирует окно (можно несколько), которое и будет ему полем ввода-вывода. Потом он сможет рисовать в этом окне и обрабатывать происходящие с окном события: активность устройств ввода и изменение свойств самого окна (размер, перемещение, превращение в иконку, закрытие и т. п.). X-клиент в Linux — это процесс, запускаемый обычно в фоне (не связанный по вводу с терминальной линией). В самом деле, зачем процессу читать с терминала, когда для ввода он может использовать X-сервер? Если с X-сервером связаться не удастся, на стандартном выводе ошибок может появиться какое-нибудь сообщение — его легко перенаправить в файл.
Клиент передаёт серверу X-запросы любым доступным ему способом. В разных версиях Linux, например, могут использоваться различные объекты файловой системы (чаще всего — т. н. сокеты, сходные по функциональности с двунаправленными каналами). Во многих случаях запросы передаются по сети, при этом неважно, какой именно транспортный уровень будет использован для соединения клиента с сервером (в современных системах это, чаще всего, сеть TCP/IP и протокол TCP). Главное, чтобы клиент посылал стандартные запросы, соответствующие определённому протоколу обмена данными. Кстати сказать, другое имя X Window System — X11 (или X11R6) — это просто номер версии X-протокола, стандартизующего X-запросы, при этом «R6» обозначает номер подверсии (revision) и вполне может увеличиться, если X11R6 устареет настолько, что потребует нового пересмотра (revision). «Голый» X-сервер, к которому ни присоединён ни один X-клиент, можно запустить
из командной строки, для этого достаточно выполнить команду « На экране есть только крест, который перемещается при перемещении мыши — курсор. Эта картина означает, что X-сервер запущен корректно, установил необходимую связь с устройствами графического ввода и вывода, и ожидает, когда к нему с X-запросами обратится какой-нибудь X-клиент. Однако для пользователя, пока не запущено ни одного X-клиента, X-сервер совершенно бесполезен: кроме перемещения курсора ничего и невозможно сделать. Мефодий мог бы растеряться, оказавшись перед чёрным экраном X-сервера, если бы не знал о том, что может переключиться обратно на любую виртуальную консоль, нажав сочетание клавиш Ctrl + Alt + F N, где N — номер консоли от 1 до 124. Переключиться обратно на экран, управляемый X-сервером, он сможет комбинацией клавиш Ctrl + Alt + F7. DISPLAYЧтобы начать работу с графческой средой, X-клиенты должны
каким-то образом доставить свой запрос X-серверу, для этого у X-сервера должен
быть какой-то точный адрес. Адрес X-сервера, к которому должны обращаться с
запросом X-клиенты, хранится в переменной окружения
Адрес X-сервера, запущенного Мефодием, будет выглядеть так:
«
В результате этих действий изменился экран X-сервера: в левом верхнем углу
открылось окно калькулятора —
С помощью специальных X-запросов можно изменить вид и поведение самого
X-сервера из той же командной оболочки, в которой установлена переменная
окружения Итак, X-сервер запускается на одном компьютере, а X-клиенты вполне могут работать на других (причём на нескольких!), посылая ему запросы. С точки зрения человека, сидящего за (обратите внимание!) X-сервером, каждый такой клиент представлен в виде окна. Требования к аппаратуре на машинах, запускающих X- клиенты, будут изрядно отличаться от требований к аппаратуре машины для X- сервера. Типичная машина с X-сервером — это рабочее место (workstation). Она должна быть оборудована качественными устройствами ввода-вывода — монитором, видеокартой, клавиатурой и мышью. Что же касается её вычислительных способностей, то их должно быть достаточно для выполнения X-запросов, и только. Такой компьютер не обязан работать под управлением Linux, на нём даже может вообще не быть операционной системы! В восьмидесятые годы выпускались подобные устройства, называемые «X-терминал» (X terminal).
В отличие от машины с X-сервером, компьютер для запуска X-клиентов может совсем не иметь устройств графического ввода-вывода. Его задача в том, чтобы все X-программы и запустившие их пользователи не мешали друг другу работать. На такой машине нужна хорошо настронная операционная среда, с достаточным для запуска многих процессов быстродействием и объёмом оперативной памяти. Пара X11R6–Linux весьма неплохо работает на т. н. бездисковых комплексах. Рабочие станции в таких комплексах — самые настоящие X-терминалы, они не имеют жёстких дисков. Вся работа происходит на центральном компьютере, с которого на рабочую станцию загружается по сети урезанный вариант системы, достаточный для запуска X-сервера, и сам X-сервер. В таких комплексах администрировать нужно одну только центральную машину, они надёжнее компьютерных залов и, что немаловажно, стоят дешевле, причём в качестве X-терминалов можно использовать и довольно маломощные, пожилые компьютеры. Виртуальный серверОдно из многих достоинств X-протокола — в том, что X-сервером может
служить любая программа, исполняющая X-запросы, а работает ли она на самом деле
с каким-нибудь графическим устройством или только притворяется — неважно.
Протоколом X11R6 пользуется сервер печати Виртуальный X-сервер может вообще никаких действий не выполнять, а только
передавать X-запросы куда-нибудь дальше, например, «настоящему» X-серверу. Так
поступает демон Secure Shell,
Допустим, Мефодий хочет запустить X-клиент (например, Демон SSH заводит виртуальный X-сервер на удалённой машине, причём
номер_сервера обычно заводится таким, чтобы не
пересекаться с X-серверами, которые могут быть запущены на этой машине (в
примере номер_сервера равен 10). Виртуальный sshd-X сервер
принимает все X-запросы с того же компьютера и передаёт их — в
зашифрованном виде — на компьютер, где запущен XFree86 и XOrgНаиболее распространённая версия реализации X11R6 называется XFree86. Эта графическая подсистема изначально проектирвалась как реализация X11R5 для машин архитектуры i386 — самых распространённых на сегодня персональных компьютеров. Главная особенность этой архитектуры — бесчисленное многобразие устройств графического вывода (т. н. видеокарт) и непрестанное нарушение их разработчиками всех мыслимых стандартов. Поэтому главной задачей создателей XFree86 было устроить гибкую структуру компоновки и настройки X-сервера в соответсвии с подвернувшимся под руку устройством графического вывода, а заодно и ввода, потому что клавиатур, мышей и заменяющих их устройств на свете тоже немало. Сегодня XFree86 существует для многих архитектур и многих операционных систем. В последние годы параллельно с XFree86 развивается основанная на тех же исходных текстах X Window System графическая подсистема XOrg. До недавнего времени по спектру поддерживаемого оборудования, архитектур и функциональности XOrg мало чем отличалась от XFree86, и сейчас они примерно эквивалентны с точки зрения пользователя. Однако направления развития этих двух проектов, состав их разработчиков и лицензионная политика несхожи. В ближайшем будущем вполне вероятно, что Xorg обгонит XFree86 и по возмпожностям, и по частоте использования. Конфигурация X-сервераЧтобы приспособить графическую подсистему (в любой реалиации) к имеющемуся
оборудованию, требуется организовать соответствующий профиль.
Профиль графической подсистемы находится в каталоге Мы рассмотрим конфигурацию графической подсистемы на примере XFree86. Файл
Внутри раздела содержатся записи, каждая из которых занимает обычно одну строку и задаёт значение для одного из параметров профиля XFree86. В начале записи стоит КлючевоеСлово, за которым следуют Параметры, количество и формат которых зависит от ключевого слова. Ниже приводится список обязательных разделов с краткими аннотациями, для чего они служат.
Почти каждый из перечисленных разделов может присутствовать в
конфигурационном файле в нескольких экземплярах, например, может быть несколько
разделов (
Соответственно, при запуске сервера будут использованы тот раздел
Чтобы разобраться в подробностях каждого раздела, требуются определённые
познания в работе и характеристиках устройств ввода и вывода, поэтому здесь мы
не будем приводить конкретных примеров. Подробно о формате
Модули и расширенияТребование гибкости привело к тому, что в реализации XFree86 и XOrg
графическая подсистема стала совсем уже похожа на операционную систему. Сам
X-сервер играет роль ядра. Запускаясь, сервер подгружает
драйверы — специальные компоненты, работающие с выбранной
видеокартой, и модули — компоненты, расширяющие функциональные
возможности сервера (в конфигурационном файле Расширения называются так ещё и потому, что их возможности расширяют сам протокол X11R6. Вместо того, чтобы изменять протокол всякий раз, когда в голову придёт очередная ещё не реализованая в нёмвозможность, создатели X11 предусмотрели стандартный способ дополнения этого протокола. При этом X- клиент, желающий воспользоваться определённым расширением, всегда может спросить у X-сервера, поддерживается ли оно, и действовать по обстановке. X-приложенияПрограммный продукт, использующий X11, называется приложением (application, другое значение — «применение»). Если считать, что сами графические возможности уже реализованы X-сервером и библиотеками, то программа и на самом деле окажется приложением к системе, и вся её заслуга будет состоять в том, что она применила эти возможности для решения своей задачи. Эмулятор терминалаС графикой или без, основным интерфейсом управления Linux была и остаётся командная строка. X11, предлагая иной способ взаимодействия с компьютером, не должна лишать пользователя возможности работать с самой системой испытанным и эффективным методом — через терминал. Поэтому первое совершенно необходимое X-приложение должно предоставлять возможность доступа к терминалу в X Window System. Задача дать пользователю X11 командную строку решается довольно легко. Нужно
завести X-приложение, окно котрого работает аналогично окну терминала: передаёт
символьную информацию от пользователя системе и обратно. Делается это уже
описанным в лекции Mount
механизмом псевдотерминалов
В левом верхнем углу открылось окно Не следует путать программу Кстати сказать, коприрование текста при помощи мыши — свойство совсем не
только XTerm. На самом деле любое окно, зарегистрированное в X11 как текстовое,
позволяет отметить (при постоянно нажатой первой кнопке или последовательными
нажатиями третьей) часть текста. Выделенный текст можно немедленно вставить в
любое окно текстового ввода нажатием второй кнопки. Утилита
Сеанс работы с X11Как догадался Мефодий, команда С другой стороны, сервер хорошо бы останавливать, когда он больше не
используется. Это, конечно, относится к схеме без диспетчера
экрана ( Если запускать не сам X-сервер, а некоторую оболочку вокруг него,
называемую Лидер сеанса может быть указан и в качестве параметра Диспетчер экрана организует сеанс работы с X11 сходным образом. Единственное
отличие — в том, что ко времени запуска Нарушения безопасности легко избежать, если не использовать
Ресурсы X11X-приложения создаются с помощью разнообразных готовых инструментариев. Большая их часть разрабатывается независимыми авторами по всему миру (это общее свойство свободного ПО, см. Политика свободного лицензирования. История Linux: от ядра к дистрибутивам), но библиотека самого низкого уровня, «X Lib», и несколько более высокоуровневых с давних пор включаются в основной дистрибутив X11. Из них наиболее примечательна «X Toolkit» (Xt), организующая из стандратных окон X11 оконные примитивы (widgets). Дело в том, что каждый объект X11 обладает некоторым набором свойств, вроде
размера окна, цвета фона или текствого содержимого. Для удобства доступа
примитивы Xt, реализованные поверх объектов Xlib, имеют собственные имена (у
каждого объекта своё) и фамилии (одинаковые у всех объектов одного класса).
Более того, программа, написанная на Xt, имеет карту объектов, в
которой указано, какой объект внутри какого находится, и приведены имена
объектов и их классов. Посмотреть структуру запущенного X-приложения можно с
помощью программы Xlib, со своей стороны, предоставляет универсальный способ хранить такие
настройки в файле. Многие приложения хранят свои настройки по умолчанию в
Xt добавляет в эту процедуру иерархию ресурсов. Как это можно
наблюдать в Если в К сожалению, Xt — всё-таки довольно старая библиотека, не во всём
следующая новым веяниям в области графического интерфейса. Для быстрой
разработки оконных прграмм нужны разнообразные и мощные инструменты, которые
манипулируют понятичми, далеко ушедшими от стандартного «окно–меню–кнопка». Если
такие инструментарии написаны с применением Xt (например Xm, «open Motif», Xaw,
«Athena Widget»), их настройки можно поселить в Диспетчер оконЗадача диспетчера оконX-сервер берёт на себя ответственность только за выдачу X-приложению области для ввода-вывода и управление фокусом — окна, но не занимается никакими манипуляциями по изменению этого окна: перемещением, изменением размера, сворачиваением и т. п. Мефодий уже наблюдал X-сервер, к которому присоединено ровно два клиента, чьи окна перекрываются: два чёрно-белых окна друг на друге, и их ни растащить по углам, ни сжать нельзя. X-сервер умеет очень ловко манипулировать окошками, но сам никогда ничего не делает, дожидается команды от пользовательской программы. А какой программе захочется самостоятельно отслеживать перекрытие окон, фокус, заниматься изменением размера, перемещением и тому подобным? Ведь основная задача программы может быть совсем другой... Ответ очевиден: этим должна заниматься программа, основная задача которой состоит в том, чтобы отслеживать перекрытие, изменять размер, двигать, превращать в иконку и так далее. По совместительству эта же программа будет рисовать при окнах всякие красивости: рамочки, заголовки, кнопки и меню управления — словом, делать всё, что нужно для организации логики управления окнами. Для этого придётся также обрабатывать практически все события, передаваемые от устройтв ввода, и многочисланные «подсказки» от приложений относительно того, какими они хотят видеть собственные окна. Это X-приложение называется диспетчером окон (window manager)7.
Благодаря стандартному протоколу X11 появилось такое множество диспетчеров
окон для X Window System, что перечислить их все просто
невозможно. Все они различаются видом и кругом возможностей для манипулирования
окнами: от самых простых (рамочка вокруг окна позволяет двигать его, изменять
размер и поднимать из глубины; собственно, всё) до весьма изощрённых
(виртуальные экраны, анимированные полупрозрачные меню, панели интрументов,
причудливой формы украшения на окнах; сами окна ползают по экранам, кувыркаются,
растворяются как утренний туман; всё это лязгает, попискивает и разговаривает
приятным женским голосом). Когда Мефодий в первый раз запустил команду
Выбор диспетчера окон на свой вкус — очень непростое и вдумчивое занятие. Мы советуем просто соблюдать меру, сообразуясь с тем, для чего вы используете оконную систему: обилие ярких декораций отвлекает от работы (а если они вдобавок шевелятся?), а слишком строгий минимализм её усложняет. Имейте в виду, что чем причудливее и многообразнее возможности окновода, тем труднее будет его полностью настроить именно под себя. Скорее всего, вы просто согласитесь пользоваться уже настроенными — общеупотребительными — возможностями, не доводя их до совершенства. Работа с окнамиСовершенно необязательно начинать сеанс работы в X11 с запуска диспетчера
окон, его можно запустить в любой момент. Например, Мефодий может к уже
запущенному им X-серверу подключить любой диспетчер окон, запустив его всё из
той же виртуальной консоли. Например, чтобы запустить
С запуском диспетчера окон экран X-сервера заметно преобразился: одноцветный
фон сменился изображением, по углам возникли квадратные кнопки, а вокруг окна
УдобстваОднако помимо своей основной функции — операций с окнами — многие
диспетчеры окон владеют массой других приёмов по упрощению работы пользователя и
повышению наглядности. Самые главные из таких удобств — кнопки для запуска
типичных задач: нажатие на кнопку заменяет собой выполнение команды в эмуляторе
терминала. Команда может быть длинной или забываться, а нажатие одно и кнопка
всё время на виду — это удобно для привычных повседневных действий.
Например, в правом верхнем углу экрана
Большое удобство, предоставляемое очень многими диспетчерами окон для X11, — виртуальные экраны. Когда пользователь работает сразу с несколькими задачами, ем обычно приходится открывать много окон, так что они уже не умещаются без наложения на физической поверхности экрана. Чтобы при этом переключаться между задачами было удобно, можно использовать некоторые спеицально для этого предназначенные функции диспетчера окон: сворачивание и разворачивание, перекладывание окон «выше» и «ниже» в стопке, список активных задач и т. п. Но ещё удобнее было бы не перекладывать окна, а разложить их на большей, чем размеры экрана, поверхности — виртуальном экране. Таким образом настоящий экран — это только небольшое «окошко», в которое можно видеть только часть виртуального, а при необходмости можно это окошко сместить в другой конец «виртуального стола», где лежат окна с другими задачами. Диспетчер окон организует виртуальный экран сам: X-сервер при запуске диспетчера окон выдаёт ему одно окно размером во весь экран, так что все остальные окна оказываются внутри него, и диспетчер окон уже сам решает, когда и кому передать фокус, как обойтись с окнами и т. п. При этом он вполне может «делать вид», что его экран больше экрана монитора, по определённой команде (переключиться на другой конец виртуального экрана) запоминая и пряча текущее расположение окон и заменяя его другим, до этого хранившимся в памяти. Конфигурация виртуального экрана может быть любой — она зависит только от логики работы диспетчера окон. Виртуальный экран может состоять из нескольких частей размером в реальный экран, поставленных в ряд, доступных по номерам, организованных в виде прямоугольника, бывают даже трёхмерные виртуальные экраны. Виртуальные экраны есть и в Настройка диспетчера оконУдобство графического интерфейса — понятие очень субъективное, при этом
технологически безразлично, рисовать ли кнопки в левом верхнем углу или в правом
нижнем, какой цвет и шрифт использовать в меню и т. п. — всё это составляет
профиль диспетчера окон. Поэтому в подавляющем большинстве
диспетчеров окон существуют более или менее развитые возможности изменить
внешний вид и оформление графической среды. В Среди диспетчеров окон в тяжёлых весовых категориях выступают и
Рабочий столС появлением универсальных высокоуровневых инструментариев стала обретать
плоть идея полного воплощения метафоры «рабочего стола», впервые
реализованная в системах семейства Компьютер так стремительно вошёл «в каждый дом», что давно уже стал бытовым
прибором для игр, чтения электорнной почты, просмотра WWW, а в последнее
время — музыкальным центром и видеопроигрывателем. Грешно требовать от
садящейся за клавиатуру домохозяйки или какого-нибудь оболтуса строгого
следования принципам проективной системы. Лучше дать им в руки красивую
и сравнительно безопасную игрушку, котороая способна удовлетворять
бытовые их нужды. Таких игрушек для X11 несколько. Две мощные среды «офисного»
плана — Мефодий выбрал одну из таких игрушек —
До сей поры Мефодий считал, что его — не такой уж новый — компьютер
вполне подходит для работы в Linux, и ничто этому утверждению не противоречило.
Для того, чтобы проверить, чем же занимается система, он запустил команду
Впрочем, даже в таком состоянии Linux продолжает работать довольно-таки
бодро. Дело в том, что большинство из этих процессов (по словам
Этот опыт произвёл отрицательное впечатление на Мефодия, и он решил
устраивать себе графическое рабочее место на основании какого-нибудь менее
громоздкого инструмента. Впрочем, провести границу, где заканчиваются
обязанности диспетчера окон и начинаются ухищрения рабочего стола, очень трудно.
Видимо, разумно считать, что диспетчер окон делается средой рабочего стола,
когда появляются пользовательские приложения с использованием его
особых свойств и его библиотек. Если главная задача рабочего места —
запускать Поразмыслив, Мефодий решил остановиться на 1Такие системы — не теоретическая выдумка, они вполне реальны и многочисленны. Например, графический интерфейс совершенно ни к чему на сервере, который занимается только маршрутизацией пакетов в сети. 2Каким пользователям разрешено запускать и останавливать графическую систему — зависит от профиля системы. 3В некоторых вариантах X Window System экран по умолчанию раскрашивается в чёрно-белую крапинку. 4Эта функция не будет работать, если в конфигурационном
файле X-сервера включён параметр « 5Цифра 4 появилась в названии этого файла c выходом версии
4.0 XFree86, в этот момент изменился синтаксис конфигурационного файла по
сравнению с предыдущими версиями. При этом часть старого оборудования
не поддерживается четвёртой версией XFree86, поэтому для такого оборудования
приходится использовать более ранние версии, для которых конфигурационный файл
сохраняет старое название, 6Кроме этого файла в домашнем каталоге пользователя можно
обнаружить файл 7Не путать с диспетчером экранов, который
занимается совсем другим: подменяет утилиту
|
||||||||||||
Новости сайта Антивирус |
Дизайн: Alex